Наиболее эффективным способом повышения сбора проездной платы является предварительная оплата проезда (до посадки в транспорт) с использованием автоматизированной системы электронной оплаты проезда.
Система имеет два основных преимущества:
- автоматизация продажи билетов и их учета,
- получение детальных данных о перевозке пассажиров.
Применение системы снижает количество безбилетных пассажиров, хотя полностью не устраняет возможность безбилетного проезда и, тем самым повышает сбор проездной платы.
Решаемые задачи:
- учет предоставления льгот на общественном транспорте;
- финансирование транспортных предприятий по натуральным показателям выполненного объема перевозки пассажиров;
- повышение сбора проездной платы;
- сокращение темпов роста расходов на содержание общественного транспорта.
Применение системы создает удобства для пользователей (пассажиров, контролеров, обслуживающего персонала) путем обеспечения автоматизации процесса изготовления проездных билетов, доступности их продаж и простоты контроля их применения.
Пассажиры будут иметь выбор по использованию тех или иных проездных билетов. Предпочтение отдается применению многоразовых проездных билетов с зарегистрированными пользователями. Создаются условия для сокращения случаев применения разовых проездных билетов (как самой затратной технологии в обслуживании), а также минимизации случаев безбилетного проезда.
Технология представляет собой разнообразный набор технических решений для бесконтактных смарт-карт и терминалов, их применения в сфере оплаты услуг за проезд в общественном транспорте.
Технология обеспечивает:
- высокий уровень безопасности для всех бесконтактных сделок;
- высокий уровень безопасности для защиты финансовых операций и персональных данных пользователей (пассажиров, персонала);
- способность использования нескольких программных приложений / контекстов мульти-компаний;
- большой ассортимент совместимых продуктов от разных производителей, что позволяет избежать монополии поставщиков благодаря открытой конкуренции.
Состав и архитектура системы:
- подсистема продажи билетов;
- подсистема контроля и погашения билетов;
- подсистема сбора и передачи данных;
- подсистема безопасности;
- центр обработки (ЦУТ).
Области обеспечения безопасности:
- безопасность проездных документов и транзакций;
- безопасность технических решений безопасности;
- безопасность пополнений (через валидаторы);
- безопасность связи;
- безопасность архивов;
- безопасность идентификаций;
- безопасность оборудования и приложений.
Технологическое решение базируется на применении:
- бортовых и настольных бесконтактных валидаторов;
- портативных терминалов инспектора;
- оборудования офисов по подготовке и продаже смарт-карт, центра персонализации;
- терминалов продажи у водителя;
- терминалов продажи реселлера в киосках и точках розничной торговли;
- автоматических билетных автоматов (монеты, банкноты, POS для кредитных / дебетовых карт);
- бесконтактных смарт-карт;
- специализированного программного обеспечения.